+7(906)740-03-03платная скорая помощь

Организовать здравпункт в организации

"Трудовой кодекс Российской Федерации" в отношении санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников гласит: Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя.
11.12.2017
Организовать здравпункт в организации
Наш телефон: +7(495)775-23-03

В целях лечебно-профилактического обслуживания сотрудников работодателем оборудуются:
  • санитарно-бытовые помещения, 
  • помещения для приема пищи, 
  • помещения для оказания медицинской помощи, 
  • комнаты для отдыха в рабочее время; 
  • санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи и др.
(ст. 223, от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.11.2011)

Кому из работодателей необходим здравпункт

С точки зрения трудового законодательства работодателю необходимо наладить медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ). В этих целях работодатель оборудует помещения для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).

Некоторые предприятия обязаны иметь здравпункты. Требования об этом содержатся в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда, в санитарных правилах и других нормативных правовых актах.

Например, Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте для проведения медосмотров водителей установлена необходимость иметь фельдшерские или врачебные здравпункты в организациях со списочным количеством работающих более 300 человек. 

Состав и площадь данных пунктов предусматриваются действующими строительными нормами и правилами и иными нормативными актами (п. 3.6.23 ПОТ Р М-027-2003, утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28).

Организации, в которых рекомендуется иметь здравпункт:

Одной из задач здравпункта является поддержание здоровья работников. Поэтому заинтересованность в его работе должны проявлять работодатели, у которых на производстве имеется большое количество вредных факторов. Речь идет о предприятиях, занимающихся добычей нефти, газа и других полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, пустынных и отдаленных районах. Кроме того, существует ряд производств, в которых состояние здоровья сотрудника влияет на качество выпускаемой продукции. Например, производство продуктов питания, оказание услуг общепита, образовательных и транспортных услуг и проч.

Функции здравпункта:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • организация направления по медицинским показаниям работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультацию к врачам-специалистам;
  • выдача справок о факте обращения за медицинской помощью;
  • участие в подготовке списков контингентов и поименных списков работников, направляемых для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинских осмотров;
  • участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров;
  • проведение предрейсовых, послерейсовых, предсменых, послесменных осмотров;
  • организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации;
  • проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации;
  • охрана здоровья работников организации;
  • участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществлении контроля за выполнением рекомендаций по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации;
  • ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление извещений о предварительном диагнозе профессионального заболевания;
  • участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на территории организации;
  • оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;
  • повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;
  • изучение и соблюдение правил охраны труда;
  • предоставление регулярных отчетов о проводимой работе и полученных результатах.

Врачебный здравпункт создается в виде структурного подразделения организации, которое, наряду с основной (уставной), занимается медицинской деятельностью.

Требования к помещению: Для размещения здравпункта выделяется специальное помещение. Требования к нему установлены в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).

Состав и площадь помещений врачебного здравпункта определены в таблице 5 СП 44.13330.2011.

Помещения, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, также должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 58).

Таблица 1. Состав и площадь помещений врачебного здравпункта

Помещения врачебных здравпунктов Площадь, м2
при категории здравпунктов при размещении здравпунктов в мобильных зданиях
I II
Вестибюль с местами для ожидания и регистратуры 24 18 15
Перевязочные – гнойная и чистая 36
(2 помещения)
36
(2 помещения)
16
Кабинеты для приема больных 48
(4 помещения)
24
(2 помещения)
12
Кабинет физиотерапии 24 18 12
Кабинет стоматолога 24
(2 помещения)
12 12
Процедурный кабинет 18 12
Комната временного пребывания больных 12 9 9
Кабинет заведующего здравпунктом 9 9
Кабинет гинеколога* 12 9
Кладовая лекарственных средств, с киоском 9 9 6
Помещение для автоклава и перевязочных материалов 9 9 6
Кладовая медицинского оборудования 6 6 6
Уборная с умывальником в тамбуре На 1 унитаз
Душевая На 1 душевую сетку
* В соответствии с примечанием 2 таблицы 4.

Примечание: На предприятиях, где предусматривается использование труда инвалидов, состав врачебного здравпункта может быть дополнен по согласованию с местными органами здравоохранения с учетом вида инвалидности, групп заболеваний и степени утраты трудоспособности работающих.

Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации. Рекомендованные штатные нормативы и стандарт оснащения здравпункта установлены приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Однако они могут быть откорректированы по решению руководителя организации в зависимости от вида деятельности

Рекомендуемые штатные нормативы врачебного здравпункта

№ п/п Наименование должности Количество должностей
1 Заведующий здравпунктом – врач-терапевт 1
2 Врач-терапевт 1 на рабочую смену*
3 Старшая медицинская сестра 1
4 Медицинская сестра 1 на рабочую смену*
5 Санитар 1 на рабочую смену для уборки помещений*
* Количество рабочих смен определяется соответственно графику работы организации

Оснащение врачебного здравпункта:

  • пять аптечек первой помощи;
  • два набора для оказания экстренной медицинской помощи;
  • одна аптечка антиспид;
  • один электрокардиограф портативный, 6-канальный;
  • три фонендоскопа;
  • пять термометров медицинских;
  • три тонометра для измерения артериального давления;
  • два алкометра;
  • две медицинские кушетки;
  • десять стульев, включая стулья-вертушки;
  • один сейф для хранения сильнодействующих медикаментов;
  • два холодильника;
  • три кровоостанавливающих жгута;
  • десять перевязочных индивидуальных пакетов и проч. (приложение № 3 к приказу Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).

Лицензирование медицинской деятельности здравпункта:

Для ведения любой медицинской деятельности необходимо иметь соответствующую лицензию. Здравпункт не является исключением. Без лицензии в здравпункте можно оказывать только первую доврачебную помощь. Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и порядок ее лицензирования, определен постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.

Получение лицензии на медицинскую деятельность для большинства организаций – дело весьма хлопотное и затратное, как правило, по этому пути идут предприятия, имеющие большое количество работников (свыше 300 чел), занятых во вредных условиях труда, или крупные транспортные компании.

Однако в последнее время многие организации предпочитают передать медицинские услуги на аутсорсинг лицензированной медицинской организации - по договору. 

Действительно, получение лицензии и тем более ведение медицинской деятельности - дело хлопотное и требует особых знаний, сопряжено с проверками, рисками, дефицитом квалифицированного медицинского персонала. Вот почему на рынке появляется все больше медицинских учреждений, предлагающих услуги по организации работы медпункта или здравпункта на территории предприятия. 

ВАЖНО:

  1. Здравпункты обязаны организовывать не все предприятия, а только те, для которых это требование установлено отраслевыми или межотраслевыми нормативными правовыми актами. 
  2. Здравпункт выполняет широкий перечень функций, в том числе, по оказанию первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи, участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров и других.
  3. Размер помещений здравпункта зависит от их вида. В нем не обязательно должны быть все помещения, которые рекомендованы приказом Минздрава.
  4. Если лицензия на медицинскую деятельность не получена, в здравпункте можно оказывать только первую доврачебную помощь. Или же нужно заключить договор с медицинской организацией, которая будет оказывать медицинскую помощь вашим сотрудникам.
Наша компания оказывает лицензированные медицинские услуги: 
  • дежурство бригады скорой медицинской помощи (для организаций, не прошедших лицензирование на медицинскую деятельность, для объектов  повышенной опасности). 
  • выезд коммерческой скорой помощи в организацию
  • дежурство медицинского персонала: врача, фельдшера, медсестры в кабинете медпункта или здравпункта организации
  • проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей на территории нашей клиники или на территории заказчика
  • выезд специалиста для медицинского обслуживания сотрудников на территории заказчика
  • медицинское сопровождение мероприятий, групп сотрудников
  • медицинская эвакуация пострадавших, с последующей госпитализацией в муниципальные и коммерческие больницы
  • услуги консультации и госпитализации в профильные учреждения Москвы

Остались вопросы? Звоните: +7(495)775-23-03

НОВОЕ В РАЗДЕЛЕ